Миллезимный коньяк

В коньячном бизнесе существуют такие интересные понятия, как « миллезим » и « миллезимный коньяк ». В англоговорящих странах данные термины часто заменяют словами «винтаж» и «винтажный коньяк». Звучит, несомненно, красиво, однако количество таких коньяков на мировом рынке ничтожно мало по сравнению с традиционными ассамбляжными продуктами. Что представляют собой миллезимные коньяки и почему они являются такими редкими, я сегодня и расскажу Вам.

Во-первых, заглянем в справочник, который дает вполне понятное определение: «В виноделии миллезим — это год созревания урожая винограда, из которого произведен конкретный коньяк». Соответственно, миллезимными называют коньяки, произведенные из винограда одного года урожая или миллезима, который производитель в обязательном порядке отмечает на этикетка напитка. То есть для создания таких напитков используется виноград, собранный в октябре одного конкретного года. Казалось бы, все просто: вырос виноград, собрали, дистиллировали спирт, выдержали, разлили в стеклотару, продали. Не нужно изучать сложнейшее искусство ассамбляжа, приглашать высокооплачиваемого мастера-купажиста. Однако не все так уж и легко!
Вообще для производителя создание и выпуск данных коньяков — это весьма затратное дело, приносящее множество неудобств и отнимающее большое количество времени. Так, согласно французскому законодательству, производитель обязан заливать свои коньячные спирты в бочки в присутствии официально уполномоченного лица, которым чаще всего является представитель Национального Межпрофессионального Бюро конька (BNIC). Иногда вместо него приглашают сотрудника таможни, который опечатывает либо помещение, в котором будут хранится спирты, либо сами бочки. Причем ни о каких взятках не может идти и речи, ведь производство коньяка для французов — это «святое дело». Если опечатан сам погреб, то при каждой необходимости в него попасть (например, чтобы произвести долив бочек) представитель компании-производителя обязан снова пригласить уполномоченного и в его присутствии совершить все необходимые производственные процессы. Если же уполномоченное лицо увидит, что пломба сломана, он имеет право «дисквалифицировать» спирты. Чаще всего спирты, предназначенные для создания миллезимных напитков, хранятся в запечатанных бочках. Однако и здесь есть одна загвоздка.

В период с 1962 года по 1989 год во Франции было запрещено указывать год урожая на этикетках миллезимного коньяка, так как действовавшие в то время законы еще не могли обеспечить должный контроль за производством, поэтому имели место случаи наглого обмана.

Сегодня же для тех производителей, которые желают продавать винтажные коньяки из старых спиртов, в том числе и спиртов, дистиллированных еще в XIX веке, действуют определенные строгие правила. Во-первых, во многом полагаются на честность компании, на ее хорошую репутацию. Однако все знают старую пословицу - «доверяй, но проверяй», поэтому Межпрофессиональное Бюро требует от всех производителей соответствующую документацию, подтверждающую подлинность и «старость» спиртов. Кроме того, Бюро может проверить напиток радиоуглеродным методом (благо сегодняшний уровень развития науки позволяет), а также пригласить на дегустацию независимых экспертов и известных коньячных мастеров Франции.

 

У производителя миллезимных коньяков есть по крайней мере два действенных способа, которыми он может воспользоваться, чтобы обосновать свои претензии на выпуск винтажных напитков. Например, некоторые коньяки известных марок таких, как Delamain или Hine, экспортировались в Англию, где и хранились на опечатанных акцизных складах в Бирмингеме, Бристоле и Лондоне. Что ж, к ним никак не придерешься!

Некоторые фирмы также прибегали и к другому способу. Например, компания Delamain и некоторые другие производители после дистилляции укладывали бочки с коньяком в хранилища с железными решетчатыми дверями, а открыть их можно было только двумя разными ключами одновременно, каждый из которых существовал в единственном экземпляре. Ключи вручали представителям власти. Если мастеру нужно было попасть в хранилище, он, соответственно, вызывал обладателя этих ключей и в его присутствии «колдовал» над бочками. Таким образом, когда в 1989 году официально разрешили продавать миллезимные коньяки, предусмотрительные компании на законных основаниях могли создать гамму своих винтажных шедевров и выручить неплохие деньги. Помимо всего прочего, для миллезимных коньяков существует определенный срок выдержки в бочке, который должен быть не менее 10 лет.

Другая проблема в том, что сами потребители не всегда до конца понимают значение термина миллезим. Представим, что Вы пришли в винный магазин за коньяком и видите на полке коньяк с пометкой «50 лет выдержки» и напиток, произведенный в 1962 году, о чем свидетельствует цифра на этикетке. Отняв от текущего 2012-го года 1962, Вы посчитали, что второму коньяку тоже 50 лет. Тогда в чем же разница? Вот незадача! На самом деле, все элементарно: первый 50-летний коньяк — это традиционный купажированный напиток, состоящий из спиртов разного срока выдержки, а самому молодому спирту не менее 50 лет. То есть в составе такого напитка могут присутствовать спирты и 60-летней выдержки, и даже 80-ти летней! Второй коньяк создан из спирта, который был дистиллирован в 1962 году из винограда, собранного в этот год, то есть этому спирту ровно 50 лет. Также полезной информацией является дата розлива коньяка по бутылкам, по которой можно судить о реальном возрасте миллезимного напитка.
Все поклонники элитной алкогольной продукции знают, что во Франции, а именно в провинции Гасконь, готовят еще один знаменитый крепкий алкогольный напиток под названием арманьяк, в котором можно найти некоторые сходства с миллезимным коньяком. Действительно, арманьяк — это некупажированный напиток. По традиции, он всегда является миллезимным, если не брать в расчет современные тенденции ассамбляжа в арманьячном деле. Однако между этими двумя напитками есть ряд весьма существенных различий. Прежде всего, для этих напитков используются абсолютно разные сорта винограда, а также различные методы дистилляции (коньяк дистиллируют два раза, а для арманьяка применяется однократная и непрерывная перегонка). Иногда арманьяк несколько крепче миллезимного конька (содержание этилового спирта в арманьяке до 50%). А выдержка этих двух видов алкоголя проходит в бочках из разных пород дуба (коньяк — дуб из Лимузена, арманьяк — черный дуб Quercus Pedunculata). Кроме этого, арманьяк никогда не был и не будет продуктом массового производства, в отличие от коньяка. Некупажированная, миллезимная «природа» арманька — это классика, традиция, а как считают некоторые эксперты, миллезимный коньяк не сможет добиться большого почета и уважения в мире. Но это всего лишь одно из мнений, а на вкус и цвет, как говорится, товарищей нет.

Миллезимный коньяк — очень редкий напиток, появление которого, как утверждают некоторые источники, в значительной степени продиктовано конкуренцией с виски и желанием покупателей видеть на этикетке продукта год сбора урожая винограда. Некоторые потребители, да и сами шарантские производители считают, что миллезимные коньяки уступают по своим вкусоароматическим качествам, сложности и сбалансированности классическим купажам. Такие напитки, по словам отдельных дегустаторов, имеют меньшую типичность, так как являются «отпрысками» одного определённого урожая.

Однако из всего вышесказанного не следует, что винтажный коньяк не может быть прекрасным продуктом и не представляет интереса для потребителей. Встречаются невероятно удачные миллезимы превосходного качества, которые стоят целое состояние. Тем не менее, даже сам термин миллезим практически не используют в Шаранте, данное понятие в основном распространено среди производителей вина. Это связано с особенностями производства двух этих напитков. Поэтому всё, что хорошо для вина, не всегда пригодно для коньяка. В искусстве виноделия принято считать, что хороший миллезим должен иметь высокое содержание сахара, что неприемлемо для коньяка. Поэтому плохой миллезим в представлении винодела из Бургундии или Бордо может дать прекраснейший коньяк. Так и появляются миллезимные коньяки: если мастер видит, что данный урожай винограда оказался довольно удачным и вполне самодостаточным, то он пускает его на производство винтажного коньяка и принимает решение не использовать его в ассамбляже. Однако эту тонкую грань может почувствовать только настоящий талантливый коньячный мастер, иначе на рынок выйдут бутылки миллезимного коньяка, не представляющего особую значимость и лишенного многогранных вкусовых особенностей. Именно в связи с вышеперечисленными особенностями винтажных коньяков, данные товары намного реже завоевывают различные престижные медали и награды на конкурсах и дегустациях, в отличие от своих купажированных «собратьев». Считается, что отличный купаж — это «лицо» коньяка, его главная отличительная особенность и гордость компании-производителя. А по словам некоторых экспертов, миллезимы лучше оставить арманьячным производителям и виноделам.

Тем не менее хорошие винтажные коньяки получили широкое распространение в мире. Из арманьячной «среды» пришла традиция дарить такие редчайшие коньяки на день рождения или юбилей. Причем самым эксклюзивным считается подарок, созданный из спиртов того года урожая, в котором родился именинник. Действительно, такой редкий миллезимный коньяк, на котором указан год Вашего рождения, подарит незабываемые эмоции, а Вы сможете на некоторое время перенестись в прошлое! Внешнее оформление миллезимных коньяков также на высшем уровне: напиток, как правило, налит в красивую бутылку, выполненную в винтажном стиле и запечатанную сургучом.

Только вот найти хороший винтажный коньяк не так-то просто, ведь сегодня довольно маленькое число компаний занимается его производством. В основном, это небольшие семейные предприятия такие, как Chateau de Beaulon, вышеупомянутые компании Delamain и Hine, а также Pierre Ferrand, Frapin, Guy Lheraud, Planat, Raymond Ragnaud, Croizet, A.E.Dor, Menuet, Albert de Montaubert, Prunier, Roullet и некоторые другие. Да и многие из этих компаний не занимаются производством миллезимов постоянно, так как это удовольствие не из дешевых, что, разумеется, отражается и на ценах готовых продуктов. Следовательно, хороший винтажный коньяк — это всегда исключительный напиток, штучный товар, поэтому он привлекает к себе любителей эксклюзива. Дополнительную информацию, касающуюся лучших миллезимных образцов коньячной промышленности, Вы без проблем найдете на нашем сайте.

У нас Вы также сможете сделать заказ на любой из продуктов, представленных в каталоге, не опасаясь быть обманутыми. Наш интернет-магазин предлагает исключительно оригинальную продукцию от лучших коньячных домов Франции, в том числе и уникальные и редкие миллезимные напитки. Кстати, поклонники отечественных производителей также не уйдут без покупок. Сегодня на рынок поступают замечательные миллезимные российские коньяки, а также всеми любимые миллезимные армянские коньяки. Более подробную информацию о них читайте на страничках нашего сайта. Я не прощаюсь с Вами, до новых встреч!